ПДД РК устанавливают единый порядок дорожного движения во всем Казахстане. Их необходимо знать всем участникам дорожного движения. Расскажем об актуальных на сегодня правилах и какие нововведения в ПДД появились в последние годы.
Основные положения ПДД Дорожное движение в Казахстане регулируется Законом «О дорожном движении» и Правилами дорожного движения, которые были приняты в 2014 году. Хотя в них неоднократно вносились изменения, они актуальны и действуют на сегодняшний день.
Какие основные положения Правил дорожного движения Казахстана?
Правила дорожного движения Казахстана устанавливают права и обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, определяют применимые в Казахстане знаки светофора и регулировщика, специальные знаки, дорожные знаки и разметку.
ПДД РК состоит из 25 разделов и дополнений, каждое из которых посвящено комплексу правил, регулирующих схожие права, обязанности и правоотношения.
Первый раздел устанавливает терминологию и основные принципы движения в РК. Согласно п.1.3 ПДД РК, на территории Казахстана установлено правостороннее движение, как и в большинстве стран Европы и мира, кроме Японии, Великобритании, Австралии, Индии, Южной Африки и некоторых других стран.
Разделы со 2 по 4 посвящены правам и обязанностям водителей, пешеходов и пассажиров:
— Раздел 5 посвящен регулированию дорожного движения с помощью светофоров различных конфигураций, жестами регулировщика с помощью рук, жезла или диска со светоотражателем.
— Раздел 6 устанавливает использование световой сигнализации (синего, красного, оранжевого или желтого цветов) транспортными средствами специальных служб.
— В разделе 7 описываются ситуации, в которых обязательно использование аварийной сигнализации и знака аварийной остановки, в том числе при движении задним ходом.
— Разделы с 8 по 11 посвящен особенностям движения по дорогам Казахстана, а именно началу движения, поворотам, развороту, смене полосы движения, обгону и опережению, разрешенным скоростям движения на разных типах дорог и встречному разъезду.
— В 12 разделе описаны правила остановки и стоянки, дан перечень мест, где стоянка и остановка запрещены. Остановка разрешается до 5 минут или больше, если это необходимо для посадки-высадки пассажиров, погрузки-выгрузки грузов или организации дорожного движения. Остальное считается стоянкой, то есть парковкой.
— Разделы 13 и 18 устанавливают правила проезда пересекающихся дорог и особенности приоритетов (разделы с 14 по 17 включают правила движения и проезда пешеходных переходов, остановок, железнодорожных переездов, автомагистралей и жилых зон).
— Раздел 19 устанавливает правила использования световых и звуковых сигналов.
— Раздел 20 описывает, каким образом буксировать транспортные средства и какие положения соблюдать.
— Раздел 21 посвящен порядку обучения езде, особенностям оборудования учебных транспортных средств.
— Разделы 22 и 23 устанавливают правила перевозки пассажиров и грузов.
— Раздел 24 описывает дополнительные требования к велосипедистам, водителям мопедов и гужевых повозок, погонщикам животных.
— Раздел 25 посвящен особенностям участия в транспортном движении людей с инвалидностью.
ПДД для пешеходов
ПДД распространяются не только на движение по проезжей части дороги, но и на передвижение людей по тротуарам и обочинам. Обязанности и основные правила для пешеходов описаны в разделе 3 ПДД РК. Им разрешено передвижение по тротуарам, пешеходным дорожкам, а если таковых нет — по обочинам.
Исключения предусмотрены для пешеходов, которые переносят громоздкие предметы, а также для лиц на инвалидных колясках: им разрешается двигаться по краю проезжей части дороги. В жилых зонах пешеходам можно двигаться даже по проезжей части, при этом они имеют преимущество перед автомобилями.
Самые важные правила
ПДД РК довольно обширные и включают десятки правовых норм. На январь 2022 года в Казахстане новых изменений в ПДД РК не анонсировали. Но с момента принятия Правил в 2014 году был внесен ряд изменений. Они касались уточнений правил, их терминологии и в целом были направлены на повышение безопасности дорожного движения.
Первый пакет изменений был введен в силу Постановлением Правительства в 2015 году. Из правил были исключены нормы, согласно которым водитель транспортного средства (не собственник) без присутствия его владельца обязан был иметь при себе документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством. Убран был и пункт о парковке только в специально отведенных местах, а владельцам автомобилей до 7 лет разрешили не проходить техосмотр.
В 2017 году были уточнены понятия «обгон», «опережение», «такси», «велосипедист» и другие. В новой редакции изложен порядок действий правоохранителя при остановке транспортного средства. Он обязан:
— подойти к автомобилю;
— разъяснить причины остановки;
— предъявить удостоверение;
— ознакомить с зафиксированным нарушением.
Также были введены:
— обязанность всегда надевать и застегивать мотошлем на мотоцикле водителям и пассажирам;
— «+»-образный сигнал светофора, который указывает, что для транспортных средств встречного направления включен запрещающий сигнал;
— разрешение велосипедистам двигаться по полосе для маршрутных ТС, если рядом нет велосипедных дорожек; снят запрет пассажиру покидать авто после остановки инспектором;
— снят запрет на перевозку пассажиров с 6 до 23 часов на междугородном, межрайонном, межобластном уровне.
Что нового в Правилах дорожного движения РК в 2022 году?
Последние изменения в ПДД были внесены в 2021 году Постановлением Правительства Казахстана. Было запрещено управлять транспортным средством без водительского удостоверения и передавать управление лицам, которые находятся в алкогольном или наркотическом опьянении.
Водители аварийных служб, частных охранных организаций или инкассаторских машин при включенном оранжевом или желтом проблесковом маячке могут отступать от требований ряда дорожных знаков и разметки.
В 2021 автомобилям госохраны, внутренних дел, нацбезопасности, антикоррупционных органов, прокуратуры, фельдъегерям и лесхозу разрешили не оборудовать служебный
транспорт соответствующими надписями, опознавательными знаками и цветовой окраской.
Вот некоторые важные ПДД:
— На современных дорогах Казахстана использование «поворотников» — это обязательное предписание ПДД РК.
— Аварийная световая сигнализация применяется не только после ДТП, но и при движении задним ходом, буксировке, вынужденной остановке в запрещенном месте.
— Для сохранения жизни и здоровья все пассажиры авто должны пристегнуться ремнями безопасности.
— На нерегулируемых равнозначных перекрестках, разъездах и в других случаях, когда знаки, разметка или характер дорожного покрытия не позволяют определить порядок проезда или разъезд, водители должны использовать правило «правой руки». Важно помнить, что трамваи имеют преимущество перед нерельсовым транспортном.
По словам Всемирной организации здравоохранения, превышение скорости на 1% повышает риск ДТП со смертельным исходом на 4%, а повышения скорости с 50 км/час до 65 км/час достаточно, чтобы в 4,5 раза повысить риск смертельного исхода для пешехода при наезде. Казахстан находится на 107 месте в мире по смертности в ДТП. Поэтому казахстанским водителям легковых автомобилей следует придерживаться установленных в РК скоростных ограничений.
Только неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения РК обезопасит вас и ваших пассажиров, сохранит жизнь и здоровье. Если ДТП все же произошло по вине другого водителя, вы сможете рассчитывать на полноценную компенсацию.
Источник: nur.kz