Конституционное право на банковскую тайну не абсолютно, оно может быть ограничено законом.
С 24 апреля 2019 года вступили в силу поправки в Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан«, согласно которым санкционирование запросов судебных исполнителей о получении сведений, составляющих банковскую тайну, осуществляется прокурорами.
За санкцией — к прокурору!
С 2010 года и до вступления в силу вышеназванных поправок постановления судебных исполнителей об истребовании справок о наличии и номерах счетов клиентов банков подлежали санкционированию судами. Согласно поправкам в пункты 6 и 7 статьи 50 Закона О банках эта функция перешла от судов к прокурорам.
Изменения в законодательстве продиктованы стремлением снизить чрезмерно высокую нагрузку на судей, которые значительную часть своего времени вынуждены тратить не на разрешение судебных споров, а на санкционирование постановлений в рамках исполнительного производства и т.п. Не секрет, что судебный контроль над исполнительным производством превратился не просто в рутину, а формальную процедуру, имеющей мало общего с отправлением правосудия (читайте подробнеездесь).
Право на банковскую тайну гарантировано Конституцией, но …
В целом нелишне отметить, что право на банковскую тайну — это конституционное право. В пункте 2 статьи 18 Конституции говорится о праве каждого на тайну личных вкладов и сбережений. Конституционно-правовой защите подлежит тайна не только вкладов и сбережений в виде денег на сберегательных счетах, но также в виде денег на иных банковских счетах, а также любого иного имущества, переданного в банк (например, на условиях сейфового хранения). На это обратил внимание Конституционный совет РК в своем Нормативном постановлении от 20 августа 2009 года №5.
Впрочем, конституционное право на банковскую тайну не абсолютно, оно может быть ограничено законом. По утверждению Конституционного совета, подобные ограничения должны быть «адекватными природе соответствующих правовых отношений, соразмерными для защиты прав и свобод человека и гражданина и соответствовать принципу справедливости». Тем самым, Конституционный совет призвал законодателя строго подходить в вопросе наделения кого бы то ни было правом доступа к сведениям, относящимся к банковской тайне. Весьма актуально в настоящее время, поскольку за последние годы наметилась тенденция расширения круга лиц, обладающих правом истребовать сведения банковской тайны, а также оснований для их истребования.
Право судебных исполнителей на истребование сведений, составляющих банковскую тайну, как раз и является одним из ограничений права на банковскую тайну, которые допускают Конституция и закон.
Судебные исполнители и банковская тайна
Судебные исполнители не всегда были наделены правом истребовать информацию, составляющую банковскую тайну. Закон О банках в первозданном виде и вплоть до 2000 года не предусматривал возможность предоставления судебным исполнителям права запрашивать такую информацию. Такое право органы исполнительного производства получили лишь с принятием поправок от 29 марта 2000 года в Закон О банках и только в отношении юридических лиц и ИП (кстати, после тех поправок запросы судебных исполнителей требовали санкции прокурора, как сейчас).
В отношении физических лиц судебные исполнители не вправе были самостоятельно истребовать сведения банковской тайны; они получали их через суды. Лишь с 1 января 2016 года стало возможным самостоятельное (но с санкции) получение ими сведений банковской тайны по физическим лицам.
Указанное право судебных исполнителей реализуется при следующих условиях:
1) истребование сведений банковской тайны возможно только по находящихся в их производстве делам исполнительного производстве. Без возбужденного исполнительного производства судебные исполнители не вправе запрашивать сведения банковской тайны. Нет исполнительного производства — не может быть и запроса на получение таких сведений;
2) запрос сведений банковской тайны должен быть оформлен в особой процедурной форме — в виде постановления. Типовые формы постановлений утверждены Приказами Министра юстиции Республики Казахстан от 20 марта 2019 года № 135 (для государственных судебных исполнителей) и от 28 марта 2019 года № 148 (для частных судебных исполнителей). Запрос в виде письма и прочей формы не может быть принят банками к исполнению. Только в форме постановления!
3) постановление судебного исполнителя об истребовании информации банковской тайны подлежит санкционированию прокурором. Ранее, как уже указывалось, санкционирование таких постановлений относилось к компетенции судов. Таким образом, проверка того, соблюдена ли судебным исполнителем процедура истребования сведений, составляющих банковскую тайну, теперь возложена на прокурора;
4) постановление также должно быть скреплено печатью органа юстиции (для государственных судебных исполнителей) и личной печатью (для частных судебных исполнителей);
5) сведения предоставляются в строго ограниченном объеме: в пределах взыскиваемой суммы и определенного вида информации.
Пределы раскрытия банковской тайны
Подробнее остановимся на объеме предоставляемой информации
Сведения предоставляются в пределах взыскиваемой информации
Сведения по банковским счетам, на которых имеются деньги клиента — должника в размере, превышающем взыскиваемую сумму, не должны предоставляться судебному исполнителю. Например, у клиента на счете лежит 10 млн тенге, но в рамках исполнительного производства подлежит взысканию всего 1 млн тенге. Судебный исполнитель направляет постановление об истребовании информации и аресте 1 млн тенге. Представляется, что банк вправе будет ограничиться предоставлением информации о наличии на счете 1 млн тенге, без раскрытия информации о всей сумме денег на счете, поскольку размер находящихся на них денег превышает размер взыскиваемой суммы.
Ограничение объема предоставляемой судебным исполнителям сведений банковской тайны (то есть только в пределах взыскиваемой суммы) впервые было введено с 1 января 2016 года и действовало лишь применительно к банковским счетам физических лиц. С 24 апреля 2019 года это же ограничение распространено на сведения по банковским счетам юридических лиц и их структурных подразделений.
Таким образом, теперь по банковским счетам как физических, так и юридических лиц и их структурных подразделений, сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются судебным исполнителям только в пределах взыскиваемой суммы (см. п/п «ж» и «з» пункта 7, п/п «д-1» и «д-2» пункта 6 статьи 50 Закона О банках).
Ограничение предоставления информации лишь в пределах взыскиваемой суммы — это попытка законодателя свести к минимуму доступ судебных исполнителей к банковской тайне — сведения могут предоставлены лишь настолько, насколько это необходимо в интересах взыскания в ходе исполнительного производства. Это и справедливо: судебному исполнителю незачем знать о клиентских деньгах, превышающих взыскиваемую сумму.
Сведения предоставляются по определенному виду информации
В отношении должников — юридических лиц и их структурных подразделений судебными исполнителями могут быть запрошены лишь сведения о наличии и номерах банковских счетов, о наличии денег на них в пределах взыскиваемой суммы. Это значит, что судебные исполнители не вправе истребовать иные сведения, например, о движении денег по счету.
Что касается запросов в отношении должников — физических лиц, то тут есть некоторые особенности. Как и по юрлицам, судебным исполнителям подлежат предоставлению сведения о наличии и номерах банковских счетов физлиц-должников, но в случае недостаточности денег подлежат предоставлению также сведения о движении денег на этих счетах с момента возбуждения исполнительного производства и о наличии сейфовых ящиков.
Итак, судебная санкция на постановления об истребовании сведений банковской тайны заменена на прокурорскую. В какой то степени это означает ослабление судебного контроля над доступом судебных исполнителей к сведениям, составляющим банковскую тайну. Впрочем, это можно считать оправданным с точки зрения оптимизации нагрузки судов. Важно, что судебный контроль в этой части не утрачивается. Действия и постановления судебного исполнителя могут быть обжалованы в суде.
Даулет Абжанов, к.ю.н.
Источник: https://www.zakon.kz
Больше новостей в Telegram-канале «urjar.kz». Подписывайся!